Інформація

Бобінні Магнітофони

Аналогова інформація яка записана на магнітофонній стрічці в процесі програвання піддається деградації

проходячи через всі механічні та електричні етапи в магнітофоні.

Оптимальне відтворення магнітофонних стрічок а особливо архівних “Master Tape”, вимагає великої прецезійності та обережності.

У звязку з цим, використання технічно застарілих магнітофонів додасть нових спотворень до часової бази та амплітудної області

не говорячи про можливості механічних пошкоджень стрічки.

Враховуючи все це, стає очевидно, що правильним підходом є використання максимально сучасних студійних магнітофонів,

які випускалися з 1980х років.

 

   Wilson Audio – 44 Years Of Authentic Excellence

 

однобитный аудиоформат, разработанный компаниями Sony и Philips, в котором используется кодирование плотностно-импульсной модуляци

Pulse Density Modulation (PDM), разновидность сигма-дельта-модуляции и применяется для хранения звукозаписей на оптическом носителе SACD.

Изначально SACD предполагался как архивный формат звукозаписывающей компании Sony Music для перевода музыкального архива в цифровой формат.

Аналоговый звуковой сигнал конвертируется в цифровой с помощью дельта-сигма модуляции при частоте дискретизации 2 822,4 кГц (в 64 раза больше, чем у CD Audio при частот

44,1 кГц), но с разрешением 1/16 от разрешения в 16 бит. Для снижения уровня шумов в пределах частного диапазона полезного сигнала используется технология «Формировании

шума» (перемещение частотного спектра шума дискретизации в верхнюю или нижнюю октавы за пределы слышимого диапазона) реализуется посредствам использования

супердискретизации сигнала64х для уменьшения шума и искажений, вызванных погрешностью квантования аудиосигнала до одного бита.

Избыточное семплирование имеет большое значение при устранении шумов квантования, вносимых квантователем. Поскольку сигнал передискретизирован, соседние отсчеты

коррелируют друг с другом. В итоге так называемого «сетевого эффекта» мощность шума в частотном диапазоне, занимаемом полезным сигналом, уменьшается пропорционально

повышению частоты дискретизации. Таким образом, отношение сигнал/ шум увеличивается, когда частота дискретизации становится больше. Передискретизация позволяет

избежать необходимости предварительного фильтрования и сохраняет гармоники в их первоначальном состоянии. Фазовая характеристика становится более схожей с

высокочастотной характеристикой аналоговых систем.

Положительное изменение амплитуды будет представлено всеми «1». Отрицательное — всеми «0». Нулевая точка будет представлена сменой двоичного числа. Поскольку значение

амплитуды аналогового сигнала в каждый момент представлено в виде плотности импульсов, этот метод иногда называют плотностно-импульсной модуляцией Pulse Density

Modulation (PDM).

Преимущества формата DSD

превосходные частотные и фазовые характеристики

помехоустойчивость

более простая обработка и коммутация

снижение влияния ошибок

возможность усовершенствования без ущерба для совместимости носителей

oднобитный формат DSD не нуждается в кадровой структуре и не требует многоразрядных шин, что дает несколько важных технических преимуществ:

соединение осуществляется одной парой проводников (как в аналоговой технике)

нет необходимости создания буфера для хранения многоразрядного слова. Поскольку система одноразрядная, нет также необходимости усложнять её синхронизацией

эффекты задержек отсчетов (джиттер) незначительны, поскольку задержка нескольких отсчетов при передискретизации оказывает на аудиосигнал минимальное влияние, так как

даже при самой высокой частоте сигнала составляет малую часть периода; в многоразрядных системах задержка на один отсчет будет равняться уже половине периода

высокочастотных компонентов сигнала.

блоки обработки и микросхемы имеют меньше соединений и могут использовать последовательный интерфейс.

DSD способен обеспечить динамический диапазон 120 дБ от 20 Гц до 20 кГц. Значительное повышение уровня шума происходит за границей слышимого диапазона свыше 20 кГц

Применение технологии DSD

Используется в носителях SACD

DSD-диск — оптический диск (DVD-R, DVD+R, DVD-RW или DVD+RW), содержащий файлы DSD с расширением *.DSF, который может проигрываться на компьютере или другом

оборудовании, поддерживающем воспроизведение этих файлов. Содержит аудиофайлы высокого разрешения с частотой дискретизации 2822,4 кГц. Качество аудиозаписи на DSD

диске такое же, как на SACD, с тем отличием, что на первом не может быть записан многоканальный сигнал. Фирмой Sony разработана спецификация под названием DSD Disc

Format, которой пользуются некоторые звукозаписывающие фирмы для выпуска DSD-дисков. Этот формат является открытым, и при наличии специального ПО такой диск может

быть подготовлен в бытовых условиях и содержать файлы DSD, полученные, например, через Интернет. Фирма Mytek Digital выпускает отличные ЦАП способные напрямую

обрабатывать DSD поток, очень популярен их продукт Mytek Digital Stereo192-DSD DAC Black Preamp Version.

С 2010 года в Интернете стали распространяться аудиофайлы DSD, имеющие расширение DSDIFF или DSF. С помощью специального ПО и ЦАПа они могут воспроизводиться на

компьютере, либо могут быть преобразованы в ИКМ-файлы для последующего прослушивания.

Сравнение DSD с PCM

Звук SACD сохраняется в формате, называемом Direct Stream Digital (DSD), который отличается от обычного PCM(Импульсно-кодовая модуляция – ИКМ) используемого в компакт

дисках или в обычных компьютерных аудио системах.

Рекордер Direct Stream Digital (DSD) использует модуляцию сигма-дельта. Разрешение DSD составляет 1 бит с частотой сэмплирования 2,8224 МГц. Выходной сигнал рекордера DSD

чередуется между уровнями положений “включено” и “выключено” и представляет собой двоичный сигнал – bitstream. Долгосрочный средний коэффициент этого сигнала

пропорционален исходному сигналу. В DSD используются методы формирования шума для того, чтобы вывести шумы за пределы слышимого диапазона. В принципе, сохранение

потока bitstream в DSD позволяет проигрывателю SACD использовать базовую (однобитную) схему ЦАП, которая включает в себя аналоговый фильтр низкого порядка. Формат SACD

способен передавать динамический диапазон 120 дБ от 20 Гц до 20 кГц и расширенный частотный диапазон до 100 кГц, хотя большинство имеющихся в настоящее время плееров

заявляют верхний предел 80-90 кГц, а 20 кГц является верхним пределом восприятия человеческого слуха.

Процесс создания сигнала DSD концептуально походит на использование 1-битного аналогово- цифрового (A/D)преобразователя дельта-сигма и исключения decimator

(прореживателя), который преобразует 1-битный поток bitstream в многобитный PCM. Вместо того, чтобы записывать напрямую 1-битный сигнал, теоретически требуется только

низкочастотный фильтр для восстановления исходного аналогового сигнала. На самом деле это сложнее, и аналогия является неполной при таком 1-битном преобразовании сигма

дельта, и в наши дни имеет довольно редкое применение, одна из причин заключается в том, что 1-битный сигнал не может быть должным образом дитерингован: большинство

современных преобразователей сигма-дельта являются многобитными.

Из-за характера преобразователей сигма-дельта, прямое сравнение между DSD и PCM не представляется возможным. Однако возможно некоторое приближение, если преобразовать

DSD в некоторых аспектах сопоставимый с форматом PCM, который имеет разрядность 20 бит и частотную дискретизацию 96 кГц. Дискретизация PCM – 24 бит обеспечивает

(теоретически) дополнительный динамический диапазон 24 дБ.

Ввиду того, что было чрезвычайно трудно осуществить DSP операции –

(например работу с эквализацией, балансом, панорамированием и другими изменениями в цифровом виде) в 1-

битной среде, а также распространенности студийного оборудования, такого как Pro Tools, которое исключительно работает на основе PCM, подавляющее большинство дисков SACD

в особенности рок и современная музыка, которая опирается на многоканальную технику – фактически микшировались в PCM (или микшировалась в аналоге, а записывались на

PCM рекордеры), а затем преобразовывалась в DSD для мастеринга в SACD.

Для решения некоторых подобных проблем, был разработан новый студийный формат, как правило, его называют «DSD-wide», который сохраняет высокую частоту дискретизации

стандартного DSD, но использует 8-бит, а не однобитовый digital word length, при этом в значительной мере опирается на принцип «формирования шума». Он становится почти

таким же, как PCM (его иногда пренебрежительно называют “PCM – narrow”), но имеет дополнительные преимущества и более практичен при DSP операциях в студии. Главное

отличие в том, что “DSD-Wide” по-прежнему сохраняет частоту дискретизации 2,8224 МГц (64Fs) в то время как самая высокая частота РСМ – 352,8 кГц (8FS). Затем сигнал “DSD

Wide” преобразуется с понижением в обычный DSD для мастеринга SACD. В результате этой технологии и других улучшений, в настоящее время существует несколько цифровых

аудио рабочих станций (DAWs), которые работают или могут работать в области DSD, в частности Pyramix и некоторые системы SADiE.

Другой формат для редактирования DSD это DXD (Digital eXtreme Definition), формат PCM с 24- битным разрешением дискретизации 352,8 кГц (или как вариант 384 кГц).

Обратите внимание, что PCM высокого разрешения (DVD-Audio, HD DVD и Blu-ray Disc) и DSD (SACD) все еще могут технически отличаться на высоких частотах. Фильтры

восстановления обычно используются в системах декодирования PCM, таким же образом как и раньше, поэтому обычно используются ограничивающие фильтры

пропускнойспособности в системах кодирования PCM. Любые ошибки или нежелательные объекты привносимые такими фильтрами, как правило, влияют на конечный результат.

Явное преимущество DSD, заключается в том, что подобная фильтрация не используется. Динамический диапазон DSD быстро спадает при частотах свыше 20 кГцблагодаря

использованию системы подавления шумов, а также во всех плеерах SACD используется дополнительный фильтр низких частот 50 кГц для обеспечения безопасности, в  ситуациях,

когда усилители или колонки не будут выдавать искаженный выходной сигнал, если в сигнале присутствует шум свыше 50 кГц.

Схематичное объяснение DSD

Схема PCM  (Pulse Code Modulation) Импульсно-кодовая модуляция – ИКМ

Схема DSD (Direct Stream Digital)

Модуляция Дельта-Сигма

Спектральный DSD vs. PCM

PCM как формат кодирования

DSD как формат кодирования

Результат кодирования PCM 1FS

Результат кодирования PCM 2FS

Результат кодирования DSD

Записи DSD

Существует много записей, которые были преобразованы из оригинальных записей PCM

Лейблы Audiophile имеют большие библиотеки записей DSD, которые используется для SACD

Записи DSD все более доступны для скачивания через Интеренет

Показатели скорости загрузки

Размеры файлов для 3 минутной песни и время загрузки (при условии скорости подключения к Интернет 5 мб/сек)

Redbook (16/44.1kHz)   32 мб   1 мин.

24/88.2kHz                       95 мб. 2.6 мин.

24/96kHz                         103 мб. 2.8 мин.

24/176.4kHz                   190 мб. 5 мин.

DXD (24/352.8kHz)       380 мб. 10 мин.

DSD                                 127 мб.   3.4 мин.

Оборудование для проигрывания DSD

Cуществует много ЦАПов, в которых используются стандартные готовые чипы, которые либо не понимаютDSD,

либо конвертируют поток DSD через PCM для преобразования в аналоговый звук

Есть производители, которые создают ЦАПы, способные конвертировать DSD в аналог напрямую без обходных путей

Уже имеется много программ способных проигрывать как DSD так и PCM файцлы на Mac и PC

Открытый стандарт DSDoverPCM (DoP)

Обеспечивает отправку данных DSD по стандартным интерфейсам PCM (например AES/ EBU, SPDIF, USBи т.д.)

Без преобразования в PCM!

Поддерживается наибольшим количеством производителей ЦАП и программного обеспечения для воспроизведения

Благодаря DoP (DSD через PCM) любой стандартный интерфейс PCM может использоваться для DSD.

AES / EBU

Плюсы:  длинный кабель, синхронизация

Минусы:  ограниченная частота дискретизации 24/192 kHz , требуется второй канал для мастер клока

S / PDIF

Плюсы:  синхронизация

Минусы:  короткий кабель, ограниченная частота дискретизации 24/192 kHz, требуется второй канал для мастер клока

HDMI

Плюсы:  синхронизация, DSD

Минусы:  ограниченная частота дискретизации, ограниченная длина кабеля, дороговизна, нет настройки мастер клока

USB

Плюсы:  стандартный на всех компьютерах, поддержка стандартных операционных систем, открытость (может поддерживать DSD или любые будущие форматы),

нет ограничения по частоте дискретизации, не требуется второй канал для мастер клока

Минусы:  ограниченная длина кабеля, асинхронность

Firewire

очень похож на USB, но все менее и менее популярен среди производителей компьютеров

 

   Эксклюзивное интервью с Michael Ritter – основателем и ведущем инженером Berkeley Audio Design

Рекомендуете ли вы использовать предусилитель с ЦАПом Berkeley Alpha DAC?

Alpha DAC Series 2 может работать как предусилитель и это лучший вариант его использования. В этот ЦАП встроен регулятор громкости очень высокого качества, а аналоговые выходные каскады позволяют использовать кабели большой длины и устраняют ультразвуковые отражения сигнала. Кроме того, все функции стандартного предусилителя: регулировка громкости, баланса, инвертирование фазы, отключение звучания и выбор входного сигнала могут регулироваться пультом от ЦАПа Berkeley Alpha.

Многие ваши конкуренты советуют использовать внешний блок питания (например, MSB Technology). Почему для вашего ЦАПа отсутствует такая возможность?

Внешний источник питания имеет свои достоинства и недостатки. Основное преимущество состоит в том, что производимое блоком питания тепло выведено за пределы корпуса. Однако кабели и разъемы, необходимые для подключения выходов блока питания к ЦАПу, могут создавать потери и шумовые помехи. В конструкции Alpha DAC Series 2 два полностью изолированных линейных источников питания объединены в одном корпусе (один для аналоговых схем, другой – для цифровых) . Количество выделяемого ими тепла было рассчитано так, чтобы обеспечить равномерную температуру внутри корпуса на протяжении длительной эксплуатации. Помимо этого, для повышения шумоизоляции применяется большое количество параллельных стабилизаторов. Наша предыдущая разработка, Pacific Microsonics Model Two, действительно требовала внешнего источника питания, но она совмещала АЦП с ЦАПом и была способна выдавать аналоговый выходной сигнал на уровне +24 dBu, необходимость в котором для домашнего воспроизведения отсутствует.

 Если вы считаете свой ЦАП эталонным устройством для воспроизведения музыки, что вы можете сказать о конкурентах, которые продают свою аппаратуру за $10000 и даже больше? Что такого есть в их устройствах, чего нет в вашем ЦАПе?

Некоторые из этих дорогостоящих устройств имеют косметические изыски, например, в плане дизайна корпуса, которые могут составлять 50 и более процентов от стоимости их производства. К тому же, на наш взгляд, многие из них в конструкторском плане чересчур усложнены, при этом их разработчики пренебрегают некоторыми критическими параметрами, чего сами могут не осознавать. У нас есть преимущество владения запатентованными технологиями, полученными в результате многолетних исследований и разработок, уникальных для hi-end аудио индустрии и стоивших не один миллион долларов. К примеру, используемые нами алгоритмы цифровой фильтрации являются полностью нашей разработкой. Они повышают качество воспроизведения такими способами, о которых еще не писалось в литературе и не обсуждалось где бы то ни было еще.

Стоит ли покупать Alpha DAC, если он не поддерживает DSD формат? Планируете ли вы добавить поддержку DSD в будущем?

Что касается DSD, то конструкция Alpha DAC Series 2 наилучшим образом оптимизирована для получения максимально возможного качества звука на PCM записях. Наш опыт говорит, что внесение в ЦАП модификаций с целью поддержки, в том числе, и DSD формата ухудшило бы качество воспроизведения PCM файлов. По опыту многолетних исследований и разработок можем сказать, что записи в высоком разрешении (176,4 кГц/24 бит и 192 кГц/24 бит) могут звучать значительно лучше любых DSD записей, хотя и DSD может выдавать очень приличное звучание, если запись не редактировалась и не конвертировалась из PCM. Поэтому производимые нами ЦАПы сконструированы для максимальной точности воспроизведения PCM файлов пусть даже за счет совместимости с родным DSD форматом.

Более того, я могу сказать, что считаю DSD ущербным форматом, который был создан для удовлетворения маркетинговых потребностей рынка и изначально уступает по точности воспроизведения 24-битным PCM записям на частоте 192 кГц. DSD файлы не так-то просто редактировать в их родном формате, а на частотах свыше 20 кГц они производят сильный ультразвуковой шум. Владельцы музыкальных серверов на базе Windows могут использовать программу JRiver Media Center для конвертации DSD файлов в PCM, которые, при этом, будут воспроизводиться на Alpha USB и Alpha DAC Series 2. Пользователям Mac можно посоветовать Pure Music или Audirvana Plus для конвертации файлов DSD с частотой 2,8 и 5,6 МГц в PCM. При правильном применении алгоритмов конвертации DSD записи можно конвертировать в PCM файлы высокого разрешения (88,2 кГц/24 бит или 176,4 кГц/24 бит) в компьютере практически без потери качества DSD материала, а также не ухудшая качество воспроизведения PCM файлов ЦАПом.

Позднее Майкл дал еще один комментарий по поводу DSD:

«Высокий уровень ультразвукового шума на частотах выше 20 кГц», производимый DSD ЦАПом, представляет большую проблему. В 1990-х годах, когда наша прежняя компания Pacific Microsonics вела переговоры с Sony Corporation о производстве профессионального оборудования для конвертации записей в DSD формат, мы провели всесторонний анализ этого формата и отказались от выпуска подобных устройств. Одной из причин отказа послужил очень высокий уровень ультразвукового шума, который дает цифро-аналоговое преобразование записей DSD. Шум составлял не менее 20 дБ ниже пикового уровня (0 dBFS) в интервале от 20 до 30 кГц! Хотя человек не может слышать такой шум, он оказывает серьезное воздействие на некоторые усилители мощности, в особенности модели на электронных лампах. В Pacific Microsonics мы использовали в качестве эталонных необычайно быстрые усилители Spectral с номинальным УЗЧ-диапазоном (-3 дБ относительно максимальной мощности) в 1.5 МГц, которые чисто усиливали и пропускали ультразвуковой «мусор», возможно нагревая при этом ВЧ-громкоговорители, но не выдавая никаких слышимых шумов.

Однако когда мы стали тестировать качественные вакуумные ламповые усилители, некоторые из них выдавали ощутимые искажения, а один даже начал вибрировать. Единственный способ избавления от ультразвукового шума, присущего цифро-аналоговому преобразованию DSD, – это применение фильтра низких частот для выходного аналогового сигнала, что приводит к наихудшему сценарию – точности воспроизведения, эквивалентной 1-битовому PCM ЦАПу. Более подходящее решение – конвертировать DSD в PCM на музыкальном ПК-сервере еще до цифро-аналогового преобразования. Таким способом НЧ-фильтрация будет выполняться качественно в цифровой области и без ухудшения качества воспроизведения PCM записей ЦАПом. Также, когда я говорил, что «DSD непросто редактировать в родном формате», это было еще мягко сказано.

Единственный возможный на сегодня способ редактировать DSD запись – это сначала конвертировать ее в PCM формат и по завершению обработки конвертировать обратно в DSD. Опять же, здесь много подводных камней. Именно эта невозможность редактирования DSD записей без существенного снижения качества звука и убеждает нас в том, что у DSD нет коммерческого будущего. Не забывайте, что DSD – совсем не «новый» формат. Его разработка началась в 1990-х годах, когда компания Sony терпела убытки в 1 миллиард долларов ежегодно из-за потери лицензии на CD формат. DSD должен был стать новым стандартом, приносящим новый поток лицензионных отчислений. Однако этого не случилось из-за проблем с DSD и DRM и последующего провала носителя SACD.

Так почему же сейчас наблюдается мини-тенденция к возрождению DSD в hi-end аудио? Потому что гораздо легче создать АЦП, который не нарушал бы временную область сигнала, для DSD, чем для PCM. Таким образом, при использовании обычного DSD аналого-цифрового преобразования без редактирования (!) оригинала достигается значительно большая верность воспроизведения (если проигрывать музыку в системе с самыми лучшими усилителями мощности), чем та, к которой мы привыкли, слушая обычные CD-диски. Это прекрасное решение для аудиофилов и больших любителей музыки, но оно никогда не будет иметь большого коммерческого успеха из-за ограничений обработки DSD.

Следует отметить, что правильно спроектированный АЦП для PCM, например, Pacific Microsonics Model Two (разработанный 13 лет назад!), использующий фильтрацию временной области сигнала, может создавать записи 176.4 кГц/24 бит и 192 кГц/24 бит в таком качестве, которое превосходит лучшее, на что способен DSD, причем эти записи легко редактируются. Нам также известно это из анализа DSD формата, проведенного Pacific Microsonics. Если взять за образец живое звучание сложных симфонических произведений и хоровых, то их воспроизведение на Model Two на частоте 176.4 кГц/24 бит или 192 кГц /24 бит очень сложно отличить от живого. К такому уровню не приблизилось ни одно другое устройство.

 Почему Alpha USB стоит так дорого?

Alpha USB «стоит так дорого», потому что его производство не является дешёвым. Чтобы нашу продукцию могло приобрести как можно больше людей, мы продаем ее с гораздо меньшей наценкой, чем большинство производителей hi-end аудио техники. А Alpha USB приносит нам меньше дохода, чем Alpha DAC Series 2. Конструкция Alpha USB сложнее, а используемые детали дороже, чем у конкурентов. Для примера, установленные в Alpha USB кварцевые генераторы с ультранизким фазовым шумом производятся на заказ по нашей спецификации и стоят в 15 раз больше, чем детали в устройствах конкурентов.

Вопрос про колонки. Какие колонки установлены у вас дома? Колонки какой марки вы считаете референсными? На какой системе вы тестируете своё оборудование?

Я не хотел бы отвечать подробно на этот вопрос, чтобы меня не воспринимали как человека, который хвалит одну продукцию и принижает достоинства другой. Однако, я могу сказать, что испытываю огромное уважение к компаниям Wilson Audio, EgglestonWorks, Magico, Rockport, YG Acoustics.

 Считаете ли вы свой ЦАП «наилучшим из возможных»? Смогли бы вы создать более совершенное устройство в случае неограниченного финансирования? И какой чип вы бы использовали в этом случае?

Компания Berkeley Audio Design основана и управляется инженерами, увлеченными выведением искусства воспроизведения музыки на новый уровень. Мы постоянно проводим исследования, разработки никогда не прекращаются, и мы всегда стремимся к совершенству. Поэтому… Нет, Alpha DAC Series 2 не «наилучший из возможных». Мы уже думаем, как его можно улучшить. И так будет всегда со всеми нашими продуктами. Однако улучшения никогда не базируются лишь на «неограниченном финансировании» или использовании того или иного «чипа». Существует огромное множество факторов, влияющих на качество цифро-аналогового преобразования аудио сигнала, и практически любой из них можно улучшить. Ключ к усовершенствованию заключается в том, чтобы понимать, что именно это за факторы и что можно сделать для их улучшения.

Планируете ли вы в скором времени запустить в продажу третью модель ЦАПа (Series 3)? Над какими еще продуктами вы сейчас работаете? Будете ли в будущем производить CD/SACD плееры? Предусилители, усилители и т.д.?

Как я уже упоминал, мы постоянно что-нибудь исследуем и разрабатываем. Но мы никогда не выпускаем новые продукты на ежегодной основе или просто, чтобы создать видимость устаревания предыдущих моделей с целью сбыта новых. Мы выпускаем продукт, только когда считаем, что это будет настоящим улучшением. На том уровне, на котором работают наши устройства, настоящих улучшений добиться непросто. Для этого могут потребоваться компоненты, которых еще нет на рынке. Новую концепцию можно разрабатывать годами, прежде чем станет возможным ее запуск в производство. Поэтому следите за новостями, но, пожалуйста, поймите, что самый первый Alpha DAC, проданный в 2008 году, звучит великолепно и по сегодняшним меркам. Чего мы не будем производить никогда, так это CD/SACD плееры. Диски уходят в прошлое. Многоуважаемый CD-формат, вероятно, станет музейным экспонатом в течение ближайших 10 лет. Музыка в цифровой форме будет распространяться и воспроизводиться только на различных музыкальных серверах: от портативных iPod до высококачественных аудиофильских устройств. .

 Что вы думаете по поводу извечной войны «лампы против транзисторов»? Какое оборудование предпочитаете вы?

Каждое из этих устройств имеет определенные достоинства, слышимые даже на заурядных моделях, равно как и недостатки. Что интересно, по моему опыту, самые лучшие ламповые и транзисторные усилители приближаются друг к другу по качеству звука, когда обеспечивают нейтральность звучания. Но такие устройства большая редкость.

Каково ваше мнение по поводу другой извечной войны: мультибитные чипы против дельта-сигма? Кого сегодня можно считать победителем?

По общепринятому мнению, «победителем» сегодня можно считать дельта-сигму, поскольку этот подход стал использоваться повсеместно. Что касается точности воспроизведения, истинный мультибитный ЦАП может выдавать отличный звук, но из-за необходимости очень точной подстройки он крайне сложен для производства. Есть определенные технологии для дельта-сигма преобразователей, которые также могут обеспечивать отличную точность воспроизведения. Мне кажется, эти два подхода почти равнозначны в плане потенциала, но слегка различаются по звуковому почерку.

 USB не вечен. Планируете ли вы в будущем перейти на другие интерфейсы? Thunderbolt, Ethernet или другие? На ваш взгляд USB по-прежнему является наилучшим способом передачи музыки с компьютера?

Возможно, USB и «не вечен», но он наиболее популярен и, вероятно, станет абсолютным долгожителем среди всех остальных компьютерных интерфейсов. Помните, что USB 3 обратно совместим с USB 2, и эта обратная совместимость – уникальная особенность эволюции версий USB интерфейса. К тому же, USB 2 обладает отличной скоростью для передачи 2-канальных PCM записей в разрешении 192 кГц/24 бит.

Почему вы сделали ЦАП работающим непрерывно? Каковы преимущества такого дизайна? Почему вы не предусмотрели кнопку включения/отключения питания?

Alpha DAC Series 2 предназначен для работы в непрерывном режиме по двум причинам: наилучшей точности воспроизведения и максимального срока эксплуатации. При таком режиме влияние перепадов температуры на печатные платы минимизируется, а аналоговые схемы могут работать с максимальной линейностью. К тому же, циклическое воздействие тепловых нагрузок на компоненты и всплески тока во время включения оборудования значительно уменьшают срок жизни деталей. А у нас процент поломок оборудования по любым причинам среди уже произведенных ЦАПов составляет менее 2%.

 Когда можно будет начать пользоваться входом BADA? В чем его назначение?

Вход BADA (сокр. от Berkeley Audio Design Alpha) нужен для зашифрованных PCM записей, а не для Ethernet. Он предназначен для обработки зашифрованного PCM сигнала с внешнего HDMI конвертера или другого подобного устройства с поддержкой DRM, который требует установки защищенного соединения с Alpha DAC. Изначально он предназначался для внешних HDMI конвертеров, которые мы пока решили не разрабатывать из-за отсутствия спроса.

 Планируете ли вы поддержку частот выше 192 кГц/24 бит?

По нашему опыту, 24-битный PCM сигнал с частотой 192 кГц способен полностью передавать качество звучания записей, сделанных с использованием лучших микрофонов, без слышимого или измеримого изменения амплитуды и характеристик временной области исходного сигнала. По нашему мнению, 192 кГц/24 бит для PCM не является фактором, ограничивающим точность воспроизведения. Проблема в том, что практически все АЦПы и ЦАПы не используют возможности 192 кГц/24 бит PCM в полном объеме. В частности, большинство фильтров не лучшим образом используют преимущества 96 кГц частоты Найквиста на частоте дискретизации 192 кГц. Наибольшая битовая глубина для всех форматов, которая требуется, – это 24 бита. Но фактически нет ни одного АЦПа или ЦАПа, который выдавал бы 24 бита в плане получаемого разрешения, шума и искажений. Даже воспроизведение с разрядностью 20 или 21 бит – это уже подвиг, который встретишь нечасто. И, пожалуйста, имейте в виду, что 24-разрядные компоненты, используемые в Alpha DAC Series 2, по общим характеристикам превосходят все остальные из протестированных нами, включая компоненты с более высокой разрядностью.

Как вы относитесь к винилу? Слушаете ли пластинки?

Я обожаю и всегда обожал виниловые пластинки. Именно с них началось мое увлечение музыкой в подростковом возрасте. Хорошая виниловая пластинка действительно раскрывает музыку, ведь в ней содержится огромное количество информации, слышимой даже несмотря на тот поверхностной шум, тики, щелчки и мистрекинг, которые также являются частью процесса воспроизведения. Для меня первой цифровой системой, превзошедшей достоинства винила, стал Pacific Microsonics Model Two, работающий на частотах 176,4 кГц/24 бит и 192 кГц/24 бит.

 Считаете ли вы, что аналоговый звук все же лучше цифрового? CD плеер по-прежнему звучит лучше компьютера (при прочих равных)? Сравняются ли они когда-нибудь?

Ответ на первый вопрос зависит от того, что вы понимаете под словом «лучше», и имеете ли вы в виду самое лучшее, на что способен аналоговый или цифровой звук, или же то, что чаще встречается сегодня. Что касается самого лучшего из возможного на сегодняшний день, думаю, цифровой звук выигрывает, так как он способен очень близко приблизиться к качеству воспроизведения музыкального материала, записанного с использованием самых лучших микрофонов. Иногда даже бывает трудно определить, что именно ты слушаешь. Но это при использовании Pacific Microsonics Model Two на 192 кГц/24 битах. Другие цифровые источники привносят заметные артефакты, искажения, которые отсутствуют в хорошей аналоговой записи. Что касается типичного положения дел на сегодня, аналоговый звук скорее является нишевым или аудиофильским форматом. Почти вся выпускаемая музыка распространяется либо в сжатом с потерями формате через iTunes, либо на CD с частотой 44 кГц. В обоих случаях при аналогово-цифровом преобразовании во время изготовления записи, вероятно, используется защита от наложения спектров, приводящая к искажению временного интервала сигнала и потере большей части информации, ответственной за формирование звукового пространства. Что касается противостояния CD-плеер/музыкальный ПК-сервер, если компьютер подключен к Alpha USB, то для CD игра окончена. Компьютер выигрывает с большим превосходством.

 Почему музыка звучит по-разному на PC и устройствах Apple? Почему получается разный звук на разных медиа-плеерах (Foobar, JPlay, Audirvana)?

Это происходит потому, что разные приложения, даже с функцией bit-perfect воспроизведения, по-разному обрабатывают сигнал: с большими или меньшими задержками и издержками обработки. А разное «железо» привносит шум и джиттер различной интенсивности от блоков питания (включаемых/выключаемых), шумных генераторов и т.д. Поэтому мы сконструировали конвертер Alpha USB так, чтобы максимально изолировать наводки, создаваемые компьютером, и джиттер. По нашим наблюдениям, грамотно настроенный современный компьютер, будь то Mac или PC, при работе с Alpha USB может превзойти CD транспорт стоимостью $11000.

 Планируете ли вы создать свой музыкальный сервер на подобии Linn Akurate / Klimax DS?

Нет, в ближайшем будущем не планируем.

Планируете ли вы сделать ЦАП с USB интерфейсом в одном корпусе? Зачем вы создали внешний интерфейс вместо того, чтобы поместить его внутрь ЦАПа? Считаете ли вы такой подход предпочтительным? Почему?

Мы намеренно не размещаем входы USB или FireWire в самом Alpha DAC, чтобы изолировать любой шум, который может привнести компьютер. Это решение было принято еще на начальных стадиях разработки Alpha DAC более 5 лет назад, хотя тогда мы еще не были уверены, будем ли использовать в будущем отдельном устройстве USB или FireWire интерфейс. ЦАП – это как цифровое, так и аналоговое устройство, и для обеспечения наилучшего качества звука очень важно, чтобы электрическая среда внутри корпуса ЦАПа была максимально изолирована и не подвергалась воздействию шума. Мы считаем, что наилучший способ передачи USB сигнала на ЦАП – это сначала конвертировать его в цифровой балансный AES сигнал, используя отдельное внешнее устройство, и только потом передавать этот изолированный и ресинхронизированный AES сигнал на ЦАП. Благодаря сложной схеме синхронизации, применяемой в Alpha DAC, эффективность работы генератора не снижается от использования внешнего источника AES сигнала.

 Насколько хорошо звучит ваш ЦАП по сравнению с Pacific Microsonics Model Two?

Звучание Alpha DAC Series 2 напоминает звучание Pacific Microsonics Model Two больше, чем в сравнении с любым другим из существующих ЦАПов. Из-за применения различных топологий и типов модуляции (мультибитная против сигма-дельта) у них немного разные достоинства, но всё же они очень близки. Смотрите ответ на вопрос № 10.

Каково будущее формата HDCD? Какими он обладает преимуществами? Будет ли он со временем пользоваться большей популярностью?

HDCD преодолевает большинство звуковых ограничений CD формата с его 44.1 кГц/16 бит, выдавая точность во временной области, близкую к 88.2 кГц, и значение амплитуды, близкое к 20-битному. Однако диски уходят в прошлое как формат распространения музыки. Через несколько лет, когда скорость Интернета достигнет нескольких гигабайт в секунду, PCM файлы в высоком разрешении (192 кГц/24 бит) можно будет скачивать за несколько секунд. Значительная часть технологий, использованных при разработке HDCD формата, также применима для создания PCM записей наилучшего качества, и, надеюсь, эти возможности будут продолжать развиваться, однако я не вижу больших перспектив роста форматов, основанных на CD.

Какую музыку вы слушаете?

Я слушаю абсолютно разную музыку: от Прокофьева до Телониуса Сфиэр Монка (современный джаз), от Моцарта до симфонической сказки “Туба Табби”, от Хип-Хопа старой школы до тувинского горлового пения. И всё это мне нравится. Главное, найти действительно талантливого исполнителя.

 Как вы предпочитаете слушать музыку: с бокалом вина, воды или виски? Что посоветуете?

Расслабленным и трезвым. Пускай музыка меня опьяняет!

 

Вгору